^На верх
  
  
  
Get Adobe Flash player

«ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

 «Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)

«Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев)

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления. Игра – школа общения. Главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры – действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста! ». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты? ». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит, он принял роль.

Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.

Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.

Когда дети играют дома – родителям приятно. Но что такое детская игра? Для чего она? Некоторые родители считают, что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают. Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается, игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности: 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая. Почему ведущий? Потому что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша - это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом появляется на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему, пусть «понарошку». А что в это поиграть? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьми предметы пусть маленькие, упрощённые и пользуйся, дерись с пиратами, защищай родину от врагов. И ребёнок играет. Уже на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется, простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он играет, но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры, нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее. Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе, берут роли, братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже не только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман - человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы: сколько времени должен играть ребёнок, стоит ли отвлекать другим занятием?  Ответ: Надо дать ребёнку возможность играть. Если он не наиграется в детстве, то не будет успеха в серьёзной деятельности. Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно, развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.

Если ребёнок хорошо играет – значит, он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит, ребёнок развивается правильно!

 

 

«Почему ребенку нужна игра»

(советы родителям)

В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера. А вот какие именно навыки получат дети в игре, об этом мы и расскажем.

В играх со шнурованием улучшаются глазомер, внимание, усидчивость, укрепляются пальцы и вся кисть руки (мелкая моторика). Это наилучший способ подготовить руку к письму.

Подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, улучшают осанку.

Сейчас в магазинах большой выбор настольных игр. Не обходите их вниманием! Они способствуют развитию сообразительности, внимания. Учат быстро ориентироваться в форме, цвете, величине. Помогают усвоить грамоту и счет.

Командные игры учат ребенка сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации (пусть порой и с помощью взрослых).

В ролевых играх малыши привыкают справляться со своими эмоциями. Радоваться и показывать свое счастье на людях, скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

Игры в прыгающих зайчиков и крякающих уток воспитывают чувство юмора у детей.

Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.

Играя в конструкторы, строительный материал и различные технические игрушки (подзорные трубы, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы), у ребенка развивается изобретательность, проявляются конструкторские способности и интерес к строительству и технике.

Театральные игры обогащают детское художественное восприятие.

Интерактивные игры (дочки – матери) учат ребенка взаимопомощи и взаимодействию с другими людьми, знакомит со взрослым миром на детском языке.

В наше время родители все чаще воспринимают детские игры как бесполезное занятие и развлечение, пустую трату времени. Многие готовят своих детей для жизни в мире, основанном на выживании и конкуренции, где успех и карьера зависят лишь от интеллектуальных способностей. Меняют любимые игры своих малышей на серьезные занятия – письмо, счет, чтение и раннее обучение языкам. Но игра по-прежнему нужна ребенку не меньше чем воздух, вода, еда.

В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера. А вот какие именно навыки получат дети в игре, об этом мы и расскажем.

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут.», «Двойки будут ставить.», «В классе засмеют.» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
• Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
• Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.
• Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
• Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
• Учите ребенка чувствовать.
• Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Успехов Вам и вашим детям!

Консультация для родителей дошкольников "Советы родителям гиперактивного ребенка"

Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный ребенок: - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. - Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. - Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. - Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей. - Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал. Гиперактивный ребенок: - Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. - Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. - Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. - Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… РЕКЛАМА Основные причины гиперактивности Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после. Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? 1. Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными. 2. Воспользуйся такими советами: - Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой. - Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать. - В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. - Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. - Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей. - В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку. - "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. - Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. - Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его! - Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея. - Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца. - Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация. - И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите!!!

Copyright © 2013. Персональный сайт Новиковой Светланы Анатольевны Rights Reserved.